ГЛАВНАЯ  ВЫСТАВКИ  ИСТОРИЯ СОЮЗА  ИСКУССТВОЗНАНИЕ

страница: 1 2 3 4 5 6

В с. Благовещенском был написан ещё один важный этюд для картины "Мальчик с рваной штаниной", которую затем приобрел писатель Ф.В. Гладков. В этом же году Е.И. Столица участвует на выставке картин художников Московской школы, экспонируя там восемь своих произведений. Параллельно с этим он по-прежнему трудится в должности реставратора, исполняя осенью 1924 г. копию с "Троицы" преподобного Андрея Рублёва: "Только что вернулся из Троицкого собора, где состоялся мой первый сеанс. Темно, мрачно, холодно, но, несмотря на это, я проработал, стоя на ногах, целых четыре часа. Заходили Дервиз, Соколов и Комаровский" (Запись в дневнике 25 ноября 1924 г.).
Художники продолжают поддерживать между собой творческие отношения и искать пути для объединения городских художественных сил. Они часто посещают друг друга и ведут беседы об искусстве. "Вчера вечером заходил ко мне Боскин, жаловался на плохие денежные дела, - пишет 14 октября 1924 г. Е.И. Столица своей жене. - Ему понравились мои последние летние этюды. Больше всего он обратил внимание на стожки с кучевыми облаками ("Небо хмурится"), затем на этюд с серыми тучами, а также нашёл много настроения в этюде, написанном с тебя в красной шапочке возле Кукуевского кладбища; также одобрил твой этюд в синем платье. К сожалению, он рассматривал этюды вечером при тусклом электрическом освещении, а не днём, когда впечатление у него получилось бы более благоприятное".
Из документов следует, что летом 1924 г. художники Сергиева предприняли ещё одну попытку объединения. Они пишут заявление в уездный отдел политического просвещения с просьбой "восстановить ранее существовавшее общество художников в городе Сергиеве, которое в настоящее время желало бы возобновить как свои занятия совместно всех членов в количестве около 30 человек, а также и общественные работы, выставки. Занятия в студии, концерты, лекции по искусству и другие работы важные для поддержания в должной мере художественного развития у местных кустарей и вырабатывать оригиналы промышленных рисунков для вещей, экспонируемых за границей. Таковые общества, ранее существовавшие в Москве, как то: Союз Московских художников, Общество Передвижников и др. в настоящее время восстановлены. Список художников, членов предполагаемого Общества при сём прилагаем".
На документе - множество резолюций руководителей, которые опасались брать на себе ответственность за разрешение создания художественного общества и действовали в лучших традициях бюрократической системы: "Или примкнуть к одному из уже существующих обществ, устав которого утверждён Нарком внуделом, или вести работу в профсоюзе Рабиса. 27.7.1924"; "Зав. общим отделом. 10.9.1924"; "Направить в Отдел управления в Комиссию по утверждению обществ. И. Сидоров. 25.9.1924"; "Предложить выслать представителей для переговоров. 29.9.1924" и т.д.
Тогда же "группа художников "Клич" отправила заявление в Сергиевское отделение Рабиса с просьбой зарегистрировать их как секцию ИЗО при союзе, прилагая почти такой же список художников. От имени всех подписывают документ М.К. Аммосов, Е.И. Столица и В.Д. Дервиз. На документе также сохранились резолюции следующего содержания: "В Губотдел Союза на заключение. 9.7.1924." и "Художники принимаются лишь работающие по найму в предприятиях. Художники-педагоги, работающие в школах 1 и 2 ступени, относятся к Рабпросу".
29 ноября 1924 г. художники провели общее собрание, на котором присутствовало 14 человек: В.Д. Дервиз, М.К.Аммосов, В.Ф. Мей, Ю.П. Гаврилов, Н.М. Миронов, Н.П. Яныченко, Е.И. Столица, А.Н. Евстафеев, М.В. Боскин, С.А. Осташкин, Ф.А. Смирнов, М. Захаров, В.В. Погребов, А.Н. Свирин. Оно утвердило сумму членских взносов 6 руб. в год и просило Сергиевский отдел управления об утверждении Общества и его устава. Учредителями были выбраны 10 человек: М.В Боскин, С.А. Осташкин, В.Д.Дервиз, Ф.А. Смирнов, В.В. Погребов, А.Н. Свирин, М.К. Аммосов, Н.П. Яныченко, Е.И. Столица, В.Ф. Мей. Председателем собрания был М.К. Аммосов, секретарём - В.Ф. Мей.
Эти факты расширяют границы в истории художественного объединения местных мастеров изобразительного искусства и свидетельствуют о непрекращающихся попытках утвердить официальный статус общества.
Наконец 7 апреля 1925 г. состоялось ещё одно собрание сергиевских художников под председательством В.Д. Дервиза. Они (уже 21 человек) выработали и подписали заявление в Президиум АХРР, которое было рассмотрено, и 5 мая 1925 г. Сергиевский филиал был утверждён.
Сохранился также протокол №4 общего собрания художников, датированный 3 июня 1925 г., по которому можно судить об окончательном количестве членов филиала - присутствовали 12 человек, фамилии которых перечислены: А.А. Соколов, Н.П. Яныченко, В.Д. Дервиз, Ф.А. Смирнов, С.А. Осташкин, Ю.П. Гаврилов, В.К. Бондарев, Г.С. Горохов, М.Д. Семёнов, А.Н. Евстафеев, Н.М. Миронов, В.И.Быстренин. Вёл собрание Н.П. Яныченко, а секретарём был избран Н.М. Миронов.
На собрании слушали доклад Н.П. Яныченко о его поездке в Президиум АХРР и информацию о работе этой организации, а также содоклад С.А. Осташкина о задачах АХРР. Это был своеобразный мини-манифест провинциальных художественных сил: "Мы, художники города Сергиева считаем необходимостью начать широкую работу по отражению быта, труда и борьбы народов". "Линию и задачи АХРРа признать правильной, как по отношению отражения современности, также по борьбе с футуризмом и бесформенностью".
Протокол следующего общего собрания Сергиевского филиала АХРР помечен 23 июня 1925 г. - так видно, что поначалу художники собирались довольно часто. На этой встрече присутствовало уже 17 человек - к ранее известным присоединились ещё М.Н. Чумаков, И.И. Овешков, Вл.И. Соколов, В.В. Погребов, А.В. Петров, В.И. Хрустачёв. Секретарём собрания был избран Г.С. Горохов. Выборы президиума отложили до осени, а пока оставили секретарём общества С.А. Осташкина, которому поручили повседневную работу. В производственное бюро были выбраны Н.П. Яныченко и М.К. Аммосов. Художники утвердили дни и часы занятий в студии, и членский взнос для оплаты натурщиков, а также просили Сергиевский Уисполком ставить в известность о художественных заказах. Художники просили городское руководство предоставить им помещение для выставок и постановили открыть выставку картин 15 августа 1925 г.
Затем состоялся ещё целый ряд собраний, протоколы которых сохранились и позволяют судить о событиях художественной жизни города середины 1920-х гг. Так 10 июля 1925 г. заведующим художественной студией был избран А.В. Петров, а его помощником - А.Н. Евстафеев.
23 июля 1925 г. была избрана выставочная комиссия: Г.С. Горохов, В.Д. Дервиз и Е.Ф. Цветаева; ревизионная комиссия: А.Н. Евстафеев, В.И. Хрустачёв, В.К. Бондарев; комиссия по организации студии для молодежи: Н.П. Яныченко, В.Ф. Мей, А.Н. Евстафеев, А.В. Петров и Н.М. Миронов. Помощником заведующего художественной студией вместо А.Н. Евстафеева был избран М.Д. Семёнов. Тогда же решили создать библиотеку филиала. (Некоторые книги со штампом Сергиевского филиала АХРР сохранились).
26 августа постановили 15 сентября открыть выставку картин (открыта 20 сентября). 26 сентября на собрании перед сергиевскими художниками наконец-то выступил приехавший из Москвы председатель АХРР А.В. Григорьев, сделавший доклад об Ассоциации. Были проведены выборы председателя Филиала и бюро - Ф.А. Смирнова, членов бюро: С.А. Осташкина и Г.С. Горохова, кандидата - М.К.Аммосова.
На заседания Правления Сергиевского филиала АХРР от 10 ноября слушали отчёт С.А. Осташкина по итогам прошедшей выставки, утверждали смету на 1925-1926 гг. и повестку дня общего собрания. В правлении в это время были ещё М.К. Аммосов и Н.М. Миронов. 15 ноября художники постановили сделать выставку в Сергиеве перед 8 выставкой АХРР.
Протоколы или какие-либо другие документы, свидетельствующие о событиях в художественной жизни Сергиева в 1926 г. пока не обнаружены.
В начале следующего 1927 г. (19 февраля) в Сергиевском клубе молодых энтузиастов состоялся вечер, на котором А.В. Григорьев рассказал о своей поездке совместно с деятелями АХРР: И.И. Бродским, Е.А. Кацманом и П.А. Радимовым в июне 1926 г. к И.Е. Репину в Куоккалу
15 апреля 1927 г. прошло Общее собрание, в протоколе которого была подтверждена целесообразность сохранения арендуемого АХРР у музея помещения. Здесь также идёт речь о выставке, которую предполагалось открыть 1 мая 1927 г. (Председателем филиала в это время был С.А.Осташкиным, а секретарём - Г.С. Горохов). Была ли открыта выставка, о которой идёт здесь речь, неизвестно. Скорее всего, других выставок, кроме состоявшихся в 1924 г. ("Клич"), 1925 г. (Сергиевского филиала АХРР) и, возможно, 1927 г. больше не было.
Правда, в 1928 г. (17 января) Сергиевский филиал АХРР обращался в Сергиевский отдел Коммунального хозяйства с просьбой принять меры к освобождению дома 48 по Московской улице (дом Сергуновой), приобретённого М.К.Аммосовым для филиала АХРР и студии, занятия в которой были прерваны из-за отсутствия помещения. (За секретаря её подписал Ф.А. Смирнов).
Официально, филиал просуществовал до 9 июня 1930 г., когда на заседания Центрального бюро филиалов АХРР было принято решение о его закрытии, и о включении его "наиболее квалифицированных членов" в состав Московской организации.
Таким образом, создание общества стало естественным завершением длительного процесса, в котором местные художники искали своего места в новом искусстве.
На выставке, состоявшейся осенью 1925 г. и получившей название "Первая выставка картин АХРРР Сергиевского филиала" было представлено 230 произведений 21 автора. (Один Е.И. Столица представил на неё 53 произведения, в том числе такие как "Успенский собор", "Церковь в с. Благовещенье", "Старые ворота в Корбухе").
В её экспозицию были включены полотна общественного содержания, которое утверждалось этим художественным обществом. Это произведения М.В. Боскина ("Ленин в Смольном", "Манифестация в Сергиеве"), Г.С. Горохова ("Рабочий"), Е.И. Столицы ("Ночная смена"), Н.М.Миронова ("В железнодорожном депо"), Ф.А. Смирнова ("Пионерка").
Выставка снова имела большой успех. Её посетило около 1000 человек, было проведено несколько экскурсий. Известно, что при её закрытии на собрании участников все присутствующие вставанием почтили самого своего старейшего коллегу Е.И. Столицу, воздав ему должное за активное участие в организации местных художественных сил и создание экспозиции.
Непродолжительная жизнь Сергиевского филиала АХРР не ограничивалась исключительно выставочной деятельностью. В город приезжали известные в АХРР деятели культуры: Е.А. Кацман, А.А. Вольтер и другие, которые читали художникам лекции и проводили с ними беседы.
Под грифом АХРР выпускает в 1928 г. в свет тиражом 325 экземпляров свои линогравюры "Уголки города Сергиева" Вас.И. Соколов. Во вступительной статье к небольшому альбому есть такие строки: "Сергиевский филиал АХРР ещё молодая организация на фоне культурного строительства города Сергиева. За своё короткое существование Сергиевский филиал до некоторой степени сумел показать свою работоспособность, организацией целого ряда художественных выставок, на которых были выставлены работы местных художников членов АХРР. Издательская деятельность Сергиевского филиала АХРР представляет собою первые шаги на этом ещё новом для него пути. С выпуском первого своего издания, посвященного работам местного художника члена Сергиевского филиала АХРР Вас.И. Соколова, начинается новый вид работы филиала по пути популяризации работ своих членов в массах".
На выставках АХРР "Жизнь и быт народов СССР", "Искусство в массы" в Москве участвует целый ряд загорских живописцев, впоследствии ставших членами Союза Советских художников.
В это время в их коллектив приходят новые мастера и окончательно оформляется тот основной состав, который почти не изменяется вплоть до Великой Отечественной войны.
В 1928 г. в Сергиев переезжает Т.Н. Грушевская - талантливая художница, двоюродная сестра В.А. Фаворского. Она активно включилась в художественную жизнь района, работала в артели "Художественная игрушка", всячески помогала народным мастерам, пропагандируя их произведения, помогая их реализовывать, создавая не только живописные и графические произведения им посвящённые, но и описывая их творчество и быт в очерках и статьях в прессе.
В начале 1930-х гг. в городе вторично поселился В.П.Трофимов, в 1940 г. - С.Г. Митин и Л.В. Трофимов. Все они оказали большое влияние на развитие изобразительного творчества в районе и формирование местной художественной школы.
В 1932 г. был основан "Всекохудожник" - Всероссийский союз кооперативных товариществ Работников Изобразительных искусств (прообраз будущего Художественного фонда СССР) - ликвидирован лишь в 1953 г. Часть сергиевских мастеров уже тогда вступила в него. Его первый устав был принят в 1940 г. Местное отделение получило название "Загорский художник". Первым председателем стала директор Загорского историко-художественного музея З.Я. Швагер, которая руководила организацией до начала 1950-х гг.

московская область, г. сергиев-посад, ул. шлякова, 2а, (496) 540 45 31 artposad--@--yandex.ru