ГЛАВНАЯ  ВЫСТАВКИ  ИСТОРИЯ СОЮЗА  ИСКУССТВОЗНАНИЕ

страница: 1 2 3 4 5 6

Нажмите для открытия крупного изображения (50 kb)
Нажмите для открытия крупного изображения (47 kb)
В 1953 г. в Загорске состоялась его первая персональная выставка, где было показано 109 работ художника. В 1979 г. экспозиция работ живописца была представлена в Москве. Но подлинным триумфом мастера стало грандиозное представление "Театр Барченкова. Живописная летопись Сергиева Посада", устроенное в музее-заповеднике 5 ноября 1995 г. и приуроченное к выходу в свет альбома, посвящённого творчеству художника. Н.И. Барченков стал для нашего города одним из тех великих художников современности, которые изображают только то, что они хорошо знают, пережили и продумали, что стало органичной частью их личности.
Не менее значимой фигурой для современного этапа развития местной изобразительной традиции является и заслуженный художник РСФСР, Почётный гражданин Сергиева Посада Н.Я. Беляев, автор многочисленных произведений живописи и графики. Семнадцатилетним юношей, оказавшись вместе с семьёй в Загорске, он также испытал магнетическое притяжение нашего города. Получив художественное образование в Московском училище Памяти 1905 г. и в студии военных художников имени М.Б.Грекова, Н.Я. Беляев после тяжелейшего ранения смог не только вернуться к активной жизни, но и стать лидером большого художественного коллектива.
В творчестве художника конца 1940-начала 1950-х гг. преобладала детская тематика. Жанровое произведение с элементами пейзажа - такова характерная особенность тематических произведений художника.
Одно из знаменательных его произведений этого времени - "Советские ребята" - было приобретено в собрание Государственной Третьяковской галереи.
Большую роль на протяжении всего творческого пути Н.Я. Беляева играет портрет. Это и многочисленные детские и юношеские образы, и изображения художников-современников. Автор всегда выбирает модели, близкие ему по духу, импонирующие ему своей душевной красотой.
Особой теплотой отличаются и беляевские пейзажи, выполненные в технике акварели и написанные в один сеанс, что придаёт им очарование подлинного восхищения природой.
Наряду с развитием живописи в 1940-е гг. в Хотьково сложились основы нового для Подмосковья вида прикладного искусства - миниатюрной скульптуры из кости и самшита. Целый ряд мастеров этого вида искусства из Хотьково также стал членами Союза художников СССР и неоднократно принимал и принимает участие на многих художественных выставках.
В конце 1940-х гг. загорские художники участвовали на областных выставках и выставках, организованных товариществом "Загорский художник", на которых молодёжь выступает наравне с мастерами старой школы, такими, как В.Ф. Мей, творческий вечер которого с большим успехом прошёл в июне 1947 г.
Примечательно, что на загорской выставке в ноябре 1947 г. были представлены и полотна А.И. Лактионова, жившего тогда в Загорске. О его произведениях М.П. Сокольников, проводивший обсуждение экспозиции, в частности заметил: "Это большой мастер. Представленные им работы являются украшением выставки". Далее критик отметил достижения загорчан: "На фоне художественной жизни Московской области коллектив загорских художников представляет значительный интерес и по количеству художников и по тому, что Загорск город художников. На выставке представлены все виды творчества района: картины, скульптура, резьба по дереву и кости, графика. Я всё время слежу за успехами загорских художников. Был на выставках в Загорске в 1943 и 1946 годах. Передо мной открывается любопытная картина движения вперёд некоторых художников".
В пятидесятые годы коллектив Загорской мастерской пополнился выпускниками художественных училищ и институтов, которые вскоре составили её основное ядро. Это М.И. Михайлов, Н.К. Задонский, А.Д. Колесников, Л.И. Кузовкин, С.Я. Дунчев, Б.Т. Лисков, А.П. Исаев, А.Н. Орлов, К.Ф. Сергеев, К.В. Жукович, Н.В. Хломов, Я.И. Потапов, Т.П. Майкова. Каждый из них внёс свою большую лепту в развитие местной художественной жизни и по праву является сегодня признанным мастером.
Накопленный творческий потенциал, полученная у талантливых педагогов школа мастерства, воплотились в целый ряд произведений, которые заняли своё достойное место на выставках самого высокого ранга. Так в 1955 и в 1957 годах на республиканских смотрах изобразительного искусства экспонировались полотна Т.П. Майковой (в то время жившей в Ярославле).
На республиканской художественной выставке 1955 г. был представлен пейзаж А.Д. Колесникова "Седой Урал", ставший результатом его творческой поездки. Строгая даже суровая эпическая картина, она позднее была воспроизведена на открытке и в репродукциях. Высоко ценил это произведение академик живописи В.Н. Мешков. Эта творческая линия прославления могучих просторов Родины, красоты русской природы была продолжена далее и в ряде других полотен: "Далеко в Сибири", "Лето", "Оронский порог", "Просторы Подмосковья".
Искусствовед М.Д. Глинкин вспоминал как в начале пятидесятых годов, его жена О.В. Круглова - известный специалист в области народного искусства, создававшая экспозиции ежегодных выставок загорских художников, радовалась появлению маленькой, но чрезвычайно интересной картинки совсем молодого ещё художника Алексея Колесникова. Это был этюд "Весна" - "одно дыхание, светлый и чистый", - определила она эту работу. С тех пор художник создал много произведений, но тот его ранний холст для многих остался незабываемым.
Жанровые произведения заслуженного художника России С.Я. Дунчева, излучающие обаяние мирной и спокойной жизни; задушевные пейзажи Подмосковья заслуженного художника России Б.Т. Лискова и А.П. Исаева, монументальные по замыслу и решению картины Н.К. Задонского, декоративные натюрморты Е.П. Беляевой - все они, сливаясь воедино, создали в то время большой авторитет Загорской школе живописи.
Несколько особняком в ряду загорских мастеров располагается фигура А.Н. Орлова, ещё не до конца понятого и оцененного живописца-экспериментатора, оставившего нам в наследство тонкое понимание цветового строя полотна и моделировки предметов с помощью цвета.
В 1957 г. в Загорске поселился К.В. Жукович - яркий художник-пейзажист, творчество которого стало заметным явлением местной школы. Тогда же здесь была устроена его первая персональная выставка, выявившая его самобытный творческий подчерк, отмеченный особой лирической нотой. Поэтический строй его пейзажей обладал большой притягательной силой и активно воздействовал на дальнейшее развитие в городе живописного пейзажного направления. Так пейзаж-настроение всё настойчивее входил в набор традиционных жанров коллектива загорских мастеров.
Нажмите для открытия крупного изображения (84 kb)
Нажмите для открытия крупного изображения (18 kb)
Ещё в 1953 г. с ликвидацией "Всекохудожника" его предприятия и организации, в том числе и производственно-творческое кооперативное товарищество Московской области, в состав которого входила и Загорская художественно-производственная мастерская, были переданы Художественному фонду СССР. Со временем в конце 1950-х гг. в его структуре был создан республиканский художественный фонд, открывший и своё московское областное отделение, в которое вошла Загорская художественно-производственная мастерская, ставшая местом приложения творческих усилий ряда художников Загорска, ряда городов Московской области. За полвека в мастерской сменилось несколько директоров, оставивших яркий след в её производственной деятельности и, в первую очередь, это М.Г. Самойлов, многие годы возглавлявший эту важную структуру Союза художников.
C 1950-х гг. начинается и этап активного участия искусствоведов в жизнедеятельности Загорской мастерской. Начало ему положили приехавшие в Загорск выпускники Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина М.Д. Глинкин и О.В. Круглова. О.В. Круглова много сделала для пополнения коллекций и научного исследования и издания произведений Загорского музея-заповедника. Она работала с художниками, делала экспозиции выставок, составляла каталоги и писала вступительные статьи к ним, проводила обсуждения и выступала с докладами на конференциях. Она стала автором монографии об одном из ведущих местных художников - Вл. И. Соколове.
М.Д. Глинкин также опубликовал ряд статей и издал несколько каталогов произведений загорских художников. В том числе им была впервые сделана попытка обобщить весь известный к тому времени материал о творчестве местных мастеров в каталоге выставки 1957 г. "Загорские художники" (Загорск, 1958), ставшим первым фундаментальным изданием такого рода.
Несколько позже в Загорск переехала и их однокурсница по Академии художеств Л.Э. Калмыкова, которая, наряду с углубленными занятиями русским народным искусством, отдавала много времени выставочной и популяризаторской деятельности в области современного ей изобразительного искусства Загорска. Здесь наиболее значительным произведением искусствоведа стал каталог выставки старейших художников города Загорска (Загорск, 1959).
В середине 1960-начале 1970-х гг. в художественный коллектив города влились молодые художники: И.Т. Сандырев, Е.П. Журухин, Б.И. Крылов, Н.К. Куц, Л.П. Дёмин, В.С. Жога, Е.Г. Захаров, которых объединяло одно важное и ценное качество - бережное отношение к традициям национального искусства. В то же время, их произведениям всегда были присущи все качества новизны и, прежде всего, современность мироощущения.
Уникальным явлением Радонежской земли стало творчество И.Т. Сандырева, расцвет которого падает на 1960-1970-е гг. "Загорск сыграл решающую роль в моём становлении как живописца, - писал художник, - он всего полнее воплощает характерные стороны русской жизни, нашей истории, тысячелетней отечественной культуры".
Глубокое осмысление традиций древнерусской живописи, обостренное чувство красоты вызвали к жизни такие значительные произведения мастера середины и второй половины 1960-х гг. как: "Воспоминание", "Осень золотая", "Семья", "Север", "Лето", эпическое полотно "Русь" .
В 1970-1980-е гг. в творчестве И.Т. Сандырева всё более начинает преобладать декоративное звучание сюжетов. Таковы его картины: "Андрей Рублёв" (1972, 1991 гг.), "Художник" (1975 г.), "В мастерской" (1979 г.), "Творчество" (1982 г.), "Художник и город" (2001 г.), посвященные теме творчества; "Лето" (1975 г.), "Праздник урожая" (1975-1976г.), "Полдень" (1976 г.), "Северные хороводы" (1979 г.), "Сельский праздник" (1979 г.) - певучие, музыкально-живописные метафоры.
Творчество Е.П. Журухина отмечено пристальным вниманием к проблемам композиции произведений. Мастер портрета и жанровых полотен, он зачастую находил удачный ракурс и не боялся смелых решений. Его произведения, исполненные в неброских, приглушённых тонах, несли в себе большой эмоциональный заряд, способный создать у зрителя множество всевозможных ассоциаций. Характерны и журухинские пейзажи-размышления, наполненные поэтической красотой русской природы.
Глубоким и пристальным исследователем русской истории проявил себя ученик С.В. Герасимова по Строгановскому училищу Б.И. Крылов. Особенно привлекательны монотипии художника, в которых было найдено гармоничное соединение литературного сюжета и формального языка искусства, позволяющее создать, поэтичный, обладающий музыкальной ритмикой, художественный образ. Изучение памятников древнерусской культуры логично подвело Б.И. Крылова к воплощению сюжетов "Слова о полку Игореве" - бессмертного памятника отечественной литературы. Ему посвящены не только графические произведения художника последних лет, но и его литературные размышления.
Не только талантливым пейзажистом - автором видов лавры, вписал своё имя в художественную летопись Сергиева Посада Л.П. Дёмин. Целая галерея портретов современников, жанровых сцен, характеризуют его как мастера, чутко прислушивающегося к биению сегодняшней жизни, улавливающего её изменения и тончайшие нюансы бытия.
Непродолжительный творческий взлёт В.С. Жоги связан со второй половиной 1970-1980-ми годами, когда появляются серии его пастелей и акварелей, таких как "Пушкинские места России" (1987 г.). Тонкий поэтичный образ природы - бесспорное достижение этого самобытного графика.
В 1974 г. в Загорск переехал ещё один незаурядный художник, отразивший окружающий мир в экспрессивных и декоративно-звучных тонах своих многочисленных произведений - С.К. Гончаров. Его необузданной энергии творца было тесно в рамках одного вида искусства. Отсюда желание реализовать переполнявшие его образы не только в живописи, но и в монументальном искусстве, скульптуре, литературе. Поэтические строки художника свидетельствуют о его патриотической гражданственной позиции:
"Россия - рабочее место моё …
Кому-то Она - тьма и старая кляча.
А мне щедро светят берёзы Её…
А я, погибая с ней… о Ней плачу".

Уход из жизни Н.И. Барченкова, Н.Я. Беляева, С.А. Кочурина, Е.П. Беляевой, И.Т. Сандырева, С.К. Гончарова, В.С. Жоги, Е.П. Журухина, А.Н. Орлова обозначил невосполнимость этих потерь для коллектива сергиевских художников.
Во второй половине 1960-х гг. развернулась художественно-педагогическая деятельность С.А. Кочурина. Сам талантливый художник-график, автор выполненных в технике пастели пейзажей русской природы, С.А. Кочурин с 1964 по 1970 гг. преподавал в художественной студии Дома культуры пионеров и школьников и воспитал целую плеяду мастеров изобразительного искусства, таких как В.М. Секрет, о. Александр Хлебников, С.В. Свердлов.
Традиции воспитания юных дарований сегодня продолжают нынешний руководитель той же студии Н.Н. Бухонов, а также преподаватели Детской художественной школы: В.Е. Морозов, В.А. Беба, Н.А. Окишева, Л.М. Алексина, И.А. Широкова, Т.Ф. Медведева и многие другие талантливые педагоги района.
Большое значение для совершенствования художественной жизни в 1970-е гг. имела выставка произведений художников города Загорска, состоявшаяся в 1975 г. в выставочном зале МООСХ в Москве на Крутицком валу. Она стала своеобразным отчётом всего творческого коллектива мастерской перед зрителями. В те годы это была самая обширная экспозиция, где было показано около 300 произведений 70 авторов. Таким образом, появилась возможность увидеть не только работы корифеев, но и познакомиться с творчеством молодых живописцев и графиков. Обширный каталог выставки стал следующим значительным достижением местных искусствоведов следующего поколения В.А. Десятникова и Е.Я. Ермолаева.
В 1970-е годы ведущее место среди всего многообразия жанров живописи у загорских художников по праву занимала тематическая картина. Она является наиболее сложным и трудоёмким жанром, требующим от живописца не только высокого профессионализма, но и глубокого осмысления действительности, философского подхода к решению темы. Значительными вехами в развитии местной школы живописи стали в то время картины Н.И. Барченкова "Лампочка Ильича", "Зоя" Н.К. Задонского, "На подступах к Москве", "Воскресение", "Золотая свадьба", "В саду" И.Т. Сандырева, "Александр Матросов" Л.В. Трофимова, "Фронтовые дороги" Б.Т. Лискова.
На вторую половину 1970-1980-е гг. приходится в Загорске расцвет монументального искусства. Тогда в художественной мастерской сложился яркий коллектив художников-монументалистов, среди которых были А.Ф. Шитов, В.Е. Саблин, И.С. Барилко, Д.А. Вильяверде, С.П. Перелыгин, А.А. Хлебников, В.Е. Суржиков, С.М. Аксёнов. Благодаря их творчеству и фантазии во многом преобразилось лицо города, в котором кое-где стали проступать островки художественного решения городской среды. Уникальные витражи А.Ф. Шитова в общественных интерьерах Загорска многие годы привлекали пристальное внимание горожан. Светильники и решётки И.С. Барилко до сих пор остаются украшением городского пространства и внутреннего убранства помещений. По проекту В.Е. Саблина была благоустроена мемориальная зона Братской могилы. По его же эскизам в соавторстве с С.П. Перелыгиным и Д.АВильяверде выполнялась монументально-декоративная композиция, посвящённая павшим воинам.

московская область, г. сергиев-посад, ул. шлякова, 2а, (496) 540 45 31 artposad--@--yandex.ru